Калевальский
«Титаник»
Некогда,
в достославные времена процветания
нашего родного Ухтинского леспромхоза,
когда жизнь в Калевальском районе кипела
и бурлила, когда в каждом поселке работало
на заготовке и разделке леса несколько
бригад, водный сплав леса был венцом
труда всего предприятия. Флотилия у
леспромхоза была солидная. В начале
60-х, во времена сплава даже у моей родной
Кепы по акватории между реками Кепа-I и
Кепа-III шустрил водометный катер. Мы,
босоногие кепские пацаны, прибегали на
озеро Чолманга, что в километре от
поселка, куда иногда приплывал водомет,
и мы с раскрытыми ртами дивились на
судно.
Тогда
же мне пришлось услышать от старших
историю историю о том, что на озере
Куйтто затонул и остался на дне навсегда
большой катер. Вышел он из поселка
Луусалми на Калевалу в штормовую погоду,
буксируя баржу с сеном, и до места
назначения не дошел. Экипаж затонул
вместе с судном. Пассажиров на борту не
было. Назывался катер «Архип Перттунен».
Несколько
лет тому назад мне досталась случайно
старая фотография, на которой был
запечатлен катер. На его борту я с
удивлением прочел название катера -
«Архип Перттунен». На палубе судна видны
его пассажиры и, вероятно, моторист-механик.
Иногда я рассматривал фото через лупу,
пытаясь узнать кого-нибудь. Один из
пассажиров — солдат, и, вероятно, он
демобилизованный и житель Луусалми,
т.к. кто-то везет велосипед и, уж конечно,
не в Калевалу.
Фотографии
этой, следует предположить, около 50 лет,
т.к. по моим сведениям судно потерпело
катастрофу примерно в 1964 году. Возможно
поэтому уже нет в живых никого из лиц,
запечатленных на ней.
Мне
пришла мысль поместить это фото в нашу
газету и рассказать эту историю. А вдруг
кто-нибудь узнает на фото чье-либо лицо?
А еще и откликнется через газету и
история калевальского титаника вновь
оживет!
Павел
СКАРБОВСКИЙ,
п.
Калевала
От
редактора: мой
отец, ходивший по Куйтто на катере
«Калевала» более 20 лет, также рассказывал
мне историю калевальского «Титаника».
В
начале — о самом судне. Их, ранее
принадлежавших к типу военных «малых
морских охотников» всего было три:
«Архип Пертуунен», «Калевала» и
«Буревестник». О военном прошлом катеров
напоминали две артиллерийские станины.
Одна — под носовое орудие, другая — на
рубке — под крупнокалиберный зенитный
пулемет. Все три судна были сняты с
вооружения как устаревшие и переданы
в гражданский флот. Вообще эти катера
отличались прекрасной мореходностью
и многозадачностью — и десантный, и
патрульный, и разведывательный катер,
а иногда — и «адмиральский» разъездной.
Характерно, что суда данного типа легко
причаливали носом прямо к берегу.
Что
касается «Архипа Перттунена», то, по
рассказам отца, мне известно, что по
выходу из Луусалми на барже с сеном
забыли задрать люки. Сама баржа была
многоотсечной, а люки служили для очистки
и обслуживания отсеков. Шел катер не в
Калевалу, а, по всей видимости, в лесопункт
Каклалакши или, скорее всего, в Энонсуу,
т.к. затонул он в районе Шиенилакши.
Шторм попросту захлестал волной
незакрытые люки, баржа наполнилась
водой, дала сильный крен и потащила за
собой катер. Все произошло за считанные
минуты и экипаж погиб вместе с судном.
Поговаривали, что все были пьяны...
Катер
пытались поднять со дна (глубина в месте
гибели судна около 20 метров). В результате
неудачной спасательной операции погиб
еще один человек — водолаз. С тех пор
маленький островок вблизи места гибели
катера называется Танкерным островом,
а расположенная неподалеку каменистая
отмель — Танкерной банкой. С острова в
воду уходят толстые тросы, с помощью
которых, видимо, планировалось вытащить
утонувшее судно...
На
снимках: катер «Архип Перттунен»; карта
места гибели судна.
А.Т.
|